Строго
говоря, у наших цивилизованных современников нет никакой насущной
необходимости в меховой одежде: высокие технологии предлагают нам массу
совершенных теплоизолирующих материалов. Но многие из нас по-прежнему
не в силах отказаться от меха.
Он притягивает, восхищает, магнетизирует. Что касается россиян, любовь
к натуральному меху можно назвать их национальной чертой:
по данным Британской ассоциации меховщиков (British Fur Trade
Association), наша страна считается крупнейшим потребителем мехов*. Конечно,
такое неравнодушие частично обусловлено холодным климатом, но дело не только
в нем. Похоже, здесь мы попадаем в хитросплетение культурных
традиций и социальных штампов, бесконечно стремящейся к новому моды
и наших неосознанных инстинктов, которые уходят корнями в далекое
прошлое.
Мотив сезона
Лихо сдвинутые на ухо береты из норки; пышные, из степной
лисы, уютные жилеты; отвороты сапог, украшенные полоской меха енота; круглые фонарики-эполеты
из соболя на строгом твиде рукава; кокетливые помпоны
на лайковых перчатках и, наконец, экстравагантные гетры
из кролика. «Мех прочно обосновался не только в модных
коллекциях, но и в классе отделки и аксессуаров, —
отмечает обозреватель моды Лидия Шамина. — Настоящий тренд сезона —
сумки из меха, перфорированного или цельного. Украшенные стразами,
блестками, пайетками, помпонами и лисьими
хвостами, меховые сумки на длинной ручке — это сегодняшний шик,
показатель легкомыслия и гламура». Актуальная мода вскрывает главный
мотив: мех любят более за красоту, нежели за даримое им тепло.
И многим хочется если не закутаться в него целиком,
то хотя бы усвоить частицу его особой энергетики, питающей нашу
чувственность.
Каждый охотник желает
Обращаясь к телу
О своем видении отношений человека и меховой одежды
рассказывает гештальттерапевт Ольга Долгополова.
«Человеку, живущему в наших широтах, очень много энергии приходится
тратить на собственный обогрев. Такова данность нашего существования,
а потому эти затраты нам необходимо восполнять. Надевая на себя
одежду из меха, мы не только сберегаем свою энергию,
но в некотором смысле можем использовать и ее энергетику.
Женщина в мехах словно излучает эту „высвобожденную“ энергию вовне
и оттого воспринимается более „теплой“, благополучной, желанной, сексуально
привлекательной. Если вернуться в далекую человеческую историю,
мы увидим: человек охотился на животных в том числе и для
того, чтобы обогреть себя. Причем звериные шкуры были для наших предков
не только одеждой, но и кровом, и постелью. Мужчины
и женщины занимались на них любовью, вдыхая их особый запах,
а потому секс на расстеленном на полу меховом ковре при свете
горящего очага и сегодня многими из нас воспринимается как одна
из самых чувственных, возбуждающих сцен. Кроме того, прикосновение к мягкому
меху посылает в мозг сигнал: безопасность, комфорт, спокойствие.
И это ощущение тоже располагает к получению удовольствия,
к наслаждению сексом».
«В мехах есть ценность чего-то редкого, добытого
с трудом и риском, как во времена первобытной охоты, —
объясняет социальный психолог Юлия Федотова. — Поэтому восприятие меха
мужчиной имеет совершенно особый оттенок. Здесь и гордость добытчика,
и отображение собственного социального статуса (в отличие
от золотого кольца меховое манто на спутнице трудно не заметить).
Такая вещь, как, например, норковая или соболья шуба, заявляет
во всеуслышание о том, что мужчина — хороший охотник. А его
спутница, сумевшая привлечь внимание такого исключительного охотника, тем самым
тоже утверждает свою женскую незаурядность».
Сегодня на смену объемным, что называется, богатым шубам пришли
элегантные, но неизменно женственные маленькие пальто: подчеркнутая талия,
расклешенный низ. « А-силуэт царит как на подиумах, так
и на улицах, — констатирует Лидия Шамина. — Для маленького
мехового пальто подойдет любой гладкий мех — от каракуля и его
производных, каракульчи и свакары, до элегантной норки, стриженой
и щипаной. А также любой аксессуар — от широкого лакового
пояса до фаворита сезона, длинных лайковых перчаток. (Нюанс: рукава можно
немного подвернуть или засучить.) Этот невероятно женственный наряд дополняют
легинсы, ботильоны, ботфорты. Времена, когда на подиумах царили
„кислотные“ норки и лисы, уже миновали. Сегодня в моде натуральный
цвет меха, а самым актуальным признан черный, блестящий, словно шкура
пантеры».
В шкуре хищника
«Многоликая палитра черного, модного цвета интеллектуалов, притягивает
многих, — говорит Лидия Шамина. — С одной стороны,
мы воспринимаем его как цвет элегантности, чувственности, изысканного
стиля: независимо от длины ворса и фасона, любому легко ощутить себя
в таком мехе cозданием исключительным. С другой стороны, черный
практичен и комфортен: он выступает в роли защитника, которому
все внешнее нипочем. Другая модная крайность — семейство кошачьих. Под
леопарда мимикрируют все меха, от кролика до норки, и предстают
перед нами в виде перчаток, ботильонов, полусапожек и муфт».
Подобно нашим древним предкам мы обряжаемся в шкуру хищника
и словно присваиваем себе его качества: ловкость и силу, гибкость
и быстроту. «Мех будоражит в нас первобытные инстинкты, —
объясняет Юлия Федотова. — Помимо ласки в нем есть одновременно
и хищность. Что позволяет женщине привлекать внимание мужчины-охотника,
но при этом не чувствовать себя беззащитной жертвой».
Некоторые не просто носят мех, но используют его (или шкуры
животных) при оформлении интерьера, в качестве декора дома. «Это может
указывать на некую «хищную» составляющую нашей натуры, — считает Юлия
Федотова. — Охотник по-прежнему жив внутри нас, и, хотя
ему уже не приходится стрелять, он все же нуждается
в соответствующих «трофеях».